Главная » Статьи » Хобби#Т » Хобби#Т

Как найти пусковую и рабочую обмотку у однофазного двигателя
Казалось бы, что может быть проще, посмотреть на маркировку, схему и определить, а что делать если ни того ни другого нет, как найти пусковую и рабочую обмотки? В этой статье я расскажу и покажу на примере, как происходит определение назначения обмоток, если нет при этом никаких маркированных определителей.

Визуальный осмотр

В качестве примера я рассмотрю двигатель АЕР 16УХЛ4 220В 180Вт, оставшийся от старой советской стиральной машинки, ушедшей на металлолом.
Произведя визуальный осмотр я не нашел на нем никакой бирки с информацией кроме названия. Но поковырявшись в интернете и найдя описание, я понял, что передо мной двигатель с пусковой обмоткой с релейным пуском.
Из самого двигателя выходят четыре провода, два из них грязно-голубого цвета, а два красно-розового. Логично предположить, что это выводы пусковой и рабочей обмоток.
Но вот какие относятся к пусковой, а какие к рабочей, совершенно непонятно, ведь бирок никаких нет.
Но это вовсе не проблема, сейчас я расскажу как в такой ситуации разобраться с обмотками.

Сечение проводников

Первое на что следует обратить внимание, это на толщину проводов выходящих с электродвигателя. Пара концов, которые будут тоньше, относятся к пусковой обмотке, а та, которая будет толще, к рабочей.
В моем случае провода имеют одинаковое сечение, поэтому определить «на глаз» никак не получится.
Но если в конкретно вашем случае видна разница в толщине жил не стоит верить только диаметру, необходимо обязательно измерять сопротивление обмоток.
Зная этот факт, переходим к определению сопротивления обмоток

Измеряем сопротивление обмоток

Для этого берем мультиметр, выбираем функцию прозвонки (либо измерение сопротивления)
Затем берем концы прибора и два любых вывода с двигателя и производим измерение
В случае того, если прибор показал единицу, то следует взять другой конец и повторить измерение.
Как мы видим при таком расположении щупов сопротивление равно 16,5 Ом, запоминаем (записываем) эти данные. Теперь цепляем щупы мультиметра на два оставшихся вывода и так же производим замер сопротивления.
У нас получилось 34,4Ом. Так же записываем и сравниваем с предыдущими замерами.
 А как известно рабочая обмотка всегда имеет меньшее сопротивление, по сравнению с пусковой. Зная это мы теперь точно можем утверждать что: первая обмотка (с красно-розовыми проводами) рабочая, а вторая обмотка (с голубой изоляцией) пусковая.
Для того чтобы не искать в дальнейшем где какая обмотка маркируем их. Для этих целей я обычно использую виниловую трубку.
 Согласно современному ГОСТу вывода обмоток маркируются следующим образом:

1. U1 – U2 – рабочая обмотка.

2. B1- B2 – пусковая обмотка.
В нашем случае с двигателя выходило 4 провода, но попадаются двигатели, у которых производитель вывел только три.
 В таком варианте поступаем следующим образом:
Замеры сопротивления производятся аналогично вышеописанным способом. Маркируем наши провода буквами A, B, C.
 Замеряем сопротивление между концами "A - B", потом между "B – C" и между выводами "A – C"
Теперь записываем (запоминаем) наши получившиеся значения
Из всего выше представленного делаем выводы:

А – В - рабочая обмотка

В – С - пусковая обмотка

А – С – последовательно соединенные пусковая и рабочая обмотки с суммарным сопротивлением.

Заключение

Таким образом, вы сможете легко и просто определить, где пусковая, а где рабочая обмотка в конкретно вашем двигателе у которого вообще может отсутствовать маркировка. Если статья оказалась вам полезна, то оцените ее лайком. Спасибо за ваше внимание!

Категория: Хобби#Т | Добавил: StarkaS (25.12.18)
Просмотров: 587 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]