Главная » Статьи » Хобби#Т » Хобби#Т |
Как найти пусковую и рабочую обмотку у однофазного двигателя
![]() Казалось бы, что может быть проще, посмотреть на маркировку, схему и определить, а что делать если ни того ни другого нет, как найти пусковую и рабочую обмотки? В этой статье я расскажу и покажу на примере, как происходит определение назначения обмоток, если нет при этом никаких маркированных определителей. В качестве примера я рассмотрю двигатель АЕР 16УХЛ4 220В 180Вт, оставшийся от старой советской стиральной машинки, ушедшей на металлолом. Произведя визуальный осмотр я не нашел на нем никакой бирки с информацией кроме названия. Но поковырявшись в интернете и найдя описание, я понял, что передо мной двигатель с пусковой обмоткой с релейным пуском. Из самого двигателя выходят четыре провода, два из них грязно-голубого цвета, а два красно-розового. Логично предположить, что это выводы пусковой и рабочей обмоток. Но вот какие относятся к пусковой, а какие к рабочей, совершенно непонятно, ведь бирок никаких нет. Но это вовсе не проблема, сейчас я расскажу как в такой ситуации разобраться с обмотками. Затем берем концы прибора и два любых вывода с двигателя и производим измерение Сечение проводников Первое на что следует обратить внимание, это на толщину проводов выходящих с электродвигателя. Пара концов, которые будут тоньше, относятся к пусковой обмотке, а та, которая будет толще, к рабочей. В моем случае провода имеют одинаковое сечение, поэтому определить «на глаз» никак не получится. Но если в конкретно вашем случае видна разница в толщине жил не стоит верить только диаметру, необходимо обязательно измерять сопротивление обмоток. Зная этот факт, переходим к определению сопротивления обмоток Измеряем сопротивление обмоток Для этого берем мультиметр, выбираем функцию прозвонки (либо измерение сопротивления) В случае того, если прибор показал единицу, то следует взять другой конец и повторить измерение. Как мы видим при таком расположении щупов сопротивление равно 16,5 Ом, запоминаем (записываем) эти данные. Теперь цепляем щупы мультиметра на два оставшихся вывода и так же производим замер сопротивления. У нас получилось 34,4Ом. Так же записываем и сравниваем с предыдущими замерами. А как известно рабочая обмотка всегда имеет меньшее сопротивление, по сравнению с пусковой. Зная это мы теперь точно можем утверждать что: первая обмотка (с красно-розовыми проводами) рабочая, а вторая обмотка (с голубой изоляцией) пусковая. Для того чтобы не искать в дальнейшем где какая обмотка маркируем их. Для этих целей я обычно использую виниловую трубку. Согласно современному ГОСТу вывода обмоток маркируются следующим образом: 1. U1 – U2 – рабочая обмотка. 2. B1- B2 – пусковая обмотка. В нашем случае с двигателя выходило 4 провода, но попадаются двигатели, у которых производитель вывел только три. В таком варианте поступаем следующим образом: Замеры сопротивления производятся аналогично вышеописанным способом. Маркируем наши провода буквами A, B, C. Замеряем сопротивление между концами "A - B", потом между "B – C" и между выводами "A – C" Теперь записываем (запоминаем) наши получившиеся значения Из всего выше представленного делаем выводы:
А – В - рабочая обмотка В – С - пусковая обмотка А – С – последовательно соединенные пусковая и рабочая обмотки с суммарным сопротивлением. Заключение Таким образом, вы сможете легко и просто определить, где пусковая, а где рабочая обмотка в конкретно вашем двигателе у которого вообще может отсутствовать маркировка. Если статья оказалась вам полезна, то оцените ее лайком. Спасибо за ваше внимание! | |
Просмотров: 650 | |
Всего комментариев: 0 | |